Консультация учителя-логопеда Столяровой Д.С.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание.
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяют игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на её базе формируется готовность к обучению в школе.
В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизмрует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно и более эффективным.
Мне бы хотелось поделиться одним из видов здоровье сберегающей технологии – артикуляционной гимнастикой. Рассказать какие новые и даже нетрадиционные методы используют при её проведение.
Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Артикуляционные упражнения с бусиной
Даже самую обычную бусину можно использовать при проведение артикуляционной гимнастики.
Диаметр бусины 1,5-2 см., длина нитки 50 см., нитка продета через отверстие в бусине и связана на узел.
- Упражнение «Счёты»
- Цель: активизировать мышцы кончика языка и вырабатывать подвижность языка
- Описание:двигать бусину по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук нитке кончиком языка справа налево и слева направо.
- Упражнение «Силач»
- Цель: активизировать мышцы кончика языка и вырабатывать подвижность языка
- Описание:двигать бусину кончиком языка по вертикально натянутой нитке вверх (вниз бусина падает произвольно)
- Упражнение «Кочка»
- Цель: вырабатывать умение менять положение языка
- Описание:толкать языком бусину вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально на указательных пальцах обеих рук.
- Упражнение «Ковшик»
- Цель: активизировать мышцы средней части языка
- Описание:бусину, подвешенную на нитке опустить на язык, язык в форме «ковшика», ребёнку предлагается
- удержать бусину в «ковшике»
- Упражнение «Пчёлка
- Цель: активизировать мышцы губ и мимические мышцы лица
- Описание:бусина на нитке подвешена перед губами. Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Вытянуть губы «хоботком» и поймать бусину, отпустить бусину и вытянуть губы в улыбке. Чередовать упражнение несколько раз.
- Упражнение «Пушка»
- Цель: вырабатывать подвижность губ
- Описание:ловить подвешенную на нитке бусину губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» её.
- Упражнение «Ветерок»
- Цель: вырабатывать речевой выдох
- Описание: 1) подвешенную бусину прислонить к губам, дуть на неё так, чтобы она удерживалась в воздухе (вдох носом, выдох ртом, щёки не раздувать. 2) высунуть язык и подуть на бусину.
- Упражнение «Говорун»
- Цель: вырабатывать чёткую дикцию
- Описание: рассказывать скороговорку, удерживая бусину во рту сначала на языке, потом под языком, держа нитку в руке
Рекомендации:
- Упражнения выполнять от простого к сложному.
- За одно занятие предлагать ребёнку не более 3-5 упражнений
- Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз
- Пред началом занятия бусина должна находиться в чашке или стаканчике.
- После занятия бусина тщательно промывается тёплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой.
- Бусина должна быть строго индивидуальной.
- Нитка заменяется после каждого занятия А почему бы не организовать для детей хотя бы раз в неделю вкусную гимнастику? Я думаю, что они будут очень рады.