Доступная среда

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!


«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» 
В.В. Путин

На данный момент  МБДОУ детский сад № 166 посещают 25 детей с потребностями в коррекции речевого развития на логопедическом пункте. 

                                                                                               
         В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В МБДОУ  разработан и утверждён  ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования .
В МБДОУ детский сад № 166 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.


Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА  

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ 

Конвенция о правах инвалидов

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528 н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями)

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

Постановление по Тверской области Об утверждении программы Тверской области Доступная среда на 2016-2018 у.г.

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В детском саду функционирует логопункт для детей с потребностью в коррекции речевого развития, в каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и характер нарушений здоровья детей способствующая их включению в общение и социальную жизнь.

Специально оборудованные учебные кабинеты Имеется: 1 логопедический кабинета,  который оборудованы всем необходимым для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий, оснащены необходимыми материалами для проведения обследования, отслеживания динамики речевого развития, проведения коррекционно-образовательной работы
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Имеются 
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Отсутствует
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Имеются 
Средства обучения и воспитания, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Имеются 
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации Отсутствует
Специальные условия питания

Питание обеспечивается в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания»

Специальные условия охраны здоровья обучающихся Договор об оказании медицинских услуг с  ГБУЗ КДБ  № 2
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Не предусмотрено
Электронные образовательные  ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ Доступа к электронным ресурсам обучающихся — нет
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального  пользования Не имеется
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат Отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Отсутствуют

В Твери создан городской консультационный центр на базе МБДОУ детского сада №138 «ОСТРОВ ДЕТСТВА»

Адрес: г.Тверь, Петербургское шоссе, дом 47, корпус 3

ЗВОНИТЕ!  тел. 8(4822) 55-55-57

ПИШИТЕ!  email: ds138@detsad.tver.ru

МБДОУ №138  предлагает:

  • оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей

  • диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений

  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования

В нём Вы можете получить БЕСПЛАТНУЮ консультацию следующих специалистов:

социального педагога

сурдопедагога

тифлопедагога

учителя-дефектолога

педагога-психолога

учителя-логопеда

Консультации проводятся по предварительной записи с учетом гибкого графика и Вашего места проживания.

ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ!