УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
На данный момент МБДОУ детский сад № 166 посещают 25 детей с потребностями в коррекции речевого развития на логопедическом пункте.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
- Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МБДОУ разработан и утверждён ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования .
В МБДОУ детский сад № 166 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528 н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида»
Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями)
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В детском саду функционирует логопункт для детей с потребностью в коррекции речевого развития, в каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и характер нарушений здоровья детей способствующая их включению в общение и социальную жизнь.
Специально оборудованные учебные кабинеты | Имеется: 1 логопедический кабинета, который оборудованы всем необходимым для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий, оснащены необходимыми материалами для проведения обследования, отслеживания динамики речевого развития, проведения коррекционно-образовательной работы |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Имеются |
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Отсутствует |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Имеются |
Средства обучения и воспитания, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Имеются |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации | Отсутствует |
Специальные условия питания |
Питание обеспечивается в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания» |
Специальные условия охраны здоровья обучающихся | Договор об оказании медицинских услуг с ГБУЗ КДБ № 2 |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Не предусмотрено |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ | Доступа к электронным ресурсам обучающихся — нет |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | Не имеется |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Отсутствуют |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Отсутствуют |
В Твери создан городской консультационный центр на базе МБДОУ детского сада №138 «ОСТРОВ ДЕТСТВА»
Адрес: г.Тверь, Петербургское шоссе, дом 47, корпус 3
ЗВОНИТЕ! тел. 8(4822) 55-55-57
ПИШИТЕ! email: ds138@detsad.tver.ru
МБДОУ №138 предлагает:
-
оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей
-
диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений
-
оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования